-->
Четверг, 18 Апреля 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Пьеса, на полтора века обогнавшая Шарли Эбдо. «Король Убю» на фестивале в Линкольн-центре. ФОТО

28 Июля, 2015, Вадим Халдей

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

В конце 1960-х, когда я еще в средних классах школы учился, произошло для меня совершенно экстраординарное событие. Отец моей еще детской подруги взял, да и съездил в Париж, не с делегацией сотрудников, не по путевке – такого в те годы и представить себе было невозможно. Он поехал абсолютно бесцельно, как турист, по приглашению частного лица просто посмотреть на их жизнь. Случай был дерзким и беспрецедентным, и особенно беспрецедентной была та легкомысленность, с какой он оттуда не привез ничего, что помогло бы окупить, вероятно, недешевую его затею – никаких товаров.

Зато его багаж был полон всякой забавной ерундой, всякими яркими смешными штучками, каких мы по тем временам себе и представить не могли. Наше тогдашнее, намертво вросшее в проблему дефицита абсолютно на все, исключая печатный агитпроп, общество было не в состоянии заметить что-либо неутилитарное, как американские индейцы, по словам очевидцев, не разглядели испанских галеонов.

Одной из таких штучек было написанное на псевдо-пергаменте готическими буквами нравоучение на тему о том, как люди относятся к своему папе. О том, как это отношение меняется в процессе жизни и как об этом к концу жизни приходится сожалеть. Переведя эту грамоту общими усилиями с французского, мы было посмеялись-поумилялись ее наивности, и, честно говоря, предполагали забыть.

Я тогда и не рассчитывал, что эта безделица станет для меня мощным источником чувства вины и стыда на много лет вперед. Дело в том, что мне пришлось к своему ужасу и на собственном примере обнаружить, что отношение ребенка к отцу, и не только в прямом, частном, но и в переносном, глобальном смысле – например, гражданина к правителю, студиозуса к ментору, служащего к хозяину – развиваются по весьма затейливой, но устоявшейся кривой, и только в самом начале и окончании проходят вблизи, будем надеяться, заслуженного уважения.

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцены из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

В 1888 году Альфред Жарри в возрасте всего пятнадцати лет был зачислен в лицей в Ренне, где уже обучались братья Шарль и Анри Мораны. Жарри обнаружил, что оба они всерьез заняты в проекте создания драматических скетчей для кукокльного театра. Их мишенью был местный педагог по физике –  Феликс-Фредерик Эрбе.

Он и стал протагонистом многочисленных экзерсизов в школьном остроумии под именем Папаши Эрбе. Жарри с энтузиазмом включился в коллективное творчество, но, как это часто бывает, для большинства подельников все это осталось только лишь школьной забавой, а вот Жарри завело.

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцены из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Первоисточники были давно потеряны, и споры о том, насколько он заимствовал оттуда потеряли смысл, ибо его пьесы, в отличии от них, уже являли профессиональную драматургию.

Через восемь лет его первая пьеса «Король Убю» на премьере в парижском Theatre de l'Oeuvre произвела впечатление ведра ледяной воды, опрокинутого в котел с кипящим маслом. Начать с того, что первое слово в тексте – merdre, исковерканное merde – в титрах на фестивале Линкольн-центра переводится как Shit (дерьмо) и таким образом является основанием для квалификации его языка как скатологический, то есть фетишизирующий фекалии.

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцены из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

На премьере, после того как главный герой этим словом нарушил театральную тишину, часть зрителей сразу же покинула помещение, что лишь добавило к скандальной репутации автора. Финал пьесы в багровые тона окрасил кулачный бой в партере, что, впрочем, в XIX веке было довольно нормальным для драматических и оперных представлений. Тем не менее, спектакль сразу же запретили для драмподмостков, и Жарри пришлось искать успеха в кукольных театрах.

Жарри жил в относительно вегетарианской стране и в такую же эпоху. Несмотря на способности и желание оскорблять любую святыню в глазах большинства, ему удалось провести остаток короткой жизни – он умер в возрасте тридцати четырех лет от туберкулеза – в приличных условиях. А не в концлагере, ошибись он на несколько десятилетий, и сотен или тысяч километров.

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцены из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Последующие произведения Жарри при его жизни не ставились, а после смерти были скоро забыты, но он дожил до собственной смерти, избежав как государственного террора, так и, в отличие от редакции Шарли Эбдо (Charlie Hebdo), праведного народного гнева.

Вернули его в театральный пантеон символисты. Теперь он там занимает серьезную нишу между абсурдистами Ренессанса, как, например, Рабле, и абсурдистами же в двадцатом веке – Ионеско, Беккет, Жене.

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцены из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Толковать его произведения как абсурдистскую литературу можно самым разным образом, но в ней легко найти провидение творца, предвосхитившего появление в следующем же веке, но не ограничившейся им, целой череды тиранов, не уступающих Папаше Убю в абсурдности политической программы.

В постановке Донеллана на фестивале Линкольн-центра пьеса лишена политических аллюзий. Режиссер представил нам пародию на то, как свежий глаз ребенка находит под внешней оболочкой элегантности и цивилизованности его родителей и их окружения бешенные варварские страсти. Но, может, дитя просто заигралось и ошибается...

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцена из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).
Фестиваль Линкольн-центра 2015: сцены из спектакля «Ubu Roi». Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya).

© RUNYweb.com

Просмотров: 6721

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video...

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости